Южный берег Крыма — Русская Ривьера — защищённая с севера грядой Крымских гор приморская курортная местность, протянувшаяся от мыса Фиолент на западе до Алушты на востоке примерно на восемьдесят километров. Основной природный лечебный фактор местности — субтропический климат средиземноморского типа.

Узкая приморская полоса между крутыми склонами гор и побережьем представляет собой череду из посёлков и городов, чьи названия с детства ласкают слух каждого из нас: Ласпи, Форос, Симеиз, Алупка, Кореиз, Ялта, Гурзуф, Партенит и многие другие. В каждом — уникальный микроклимат, обусловленный тем или иным рельефом местности, береговой линией, размерами и расположением лесопарковой зоны. По комплексу климатических факторов курорты Южного берега Крыма сходны с классическими морскими курортами Лазурного берега Франции.
Благодаря популярности крымских курортов у русской аристократии, здесь на рубеже XIX и XX веков возводились роскошные летние дворцы и виллы – уникальные образцы дворцово-парковой архитектуры, из которых наиболее ценны Ливадийский, Массандровский, Воронцовский, Юсуповский дворцы и Дюльбер. Несмотря на потрясения Гражданской и Великой Отечественной войны, многие из этих уникальных сооружений сохранились в первозданном виде.
Южный берег Крыма украшают великолепные парки, в которых местная природа южнобережного леса обогащена иностранными декоративными растениями – Ливадийский, Воронцовский, Харакский, Гурзуфский, Кипарисный, Мисхорский, Массандровский, Форосский и Приморский (в самой Ялте), Нижняя Ореанда, Мелас и Чаир.
Южнобережное шоссе — «новая» или «верхняя» автомагистраль, соединяющая Севастополь с Алуштой, построена в шестидесятые годы двадцатого века как скоростной транзитный дублёр «старых» нижних дорог, соединяющих прибрежные курорты по наиболее прямой траектории недалеко от береговой линии.

Эта каноничная оттепельная «дорога к морю» неплохо сохранилась и изобилует аутентичными объектами придорожной архитектуры малых форм – остановками, панно и указателями в элегантном стиле шестидесятых.

В Алуште с её лёгким, воздушным зданием автовокзала, Южнобережное шоссе соединяется с дорогой на Симферополь, по которой курсирует самый протяжённый в мире классический троллейбусный маршрут «Симферополь—Ялта», и по сей день обслуживаемый комфортабельными чехословацкими троллейбусами «Шкода» 9Тр постройки семидесятых годов.
Мы подъезжаем к Ялте – столице крымских курортов. Солнце сияет здесь 2 250 часов в году — не меньше, чем в Ницце, Каннах, Сан-Ремо и Сочи. Тёплое море омывает город, а Крымские горы защищают его от холодных ветров
Ялта — столица курортов Крыма. Административно Большая Ялта — территория Ялтинского горсовета, протянувшаяся от Фороса на западе до Алушты на востоке — включает в себя помимо города Ялты значительную часть курортных посёлков Южного Берега Крыма.

Название города имеет греческое происхождение: согласно легенде, греческие мореплаватели, увидев после долгих странствий берег («ялос»), так и назвали здешнее поселение. Позже в Ялте селились венецианские и генуэзские купцы: в средние века место именовалось Ялитой, Эталитой, Гиалитой.

В 1475 году Ялта вместе с остальными селениями Южного берега Крыма вошла в состав Османской империи. К моменту присоединения Крыма к Российской империи в 1783 году, Ялта представляла собой небольшую рыбацкую деревню.

После окончания Крымской войны усилиями доктора Дмитриева и профессора Боткина Ялта превращается в климатический курорт и разрастается. Обоснованные доктором Дмитриевым целебные свойства местного климата стали причиной постройки здесь Ливадийского и Массандровского дворцов. Ливадия становится южной резиденцией царской семьи.
Во время Гражданской войны после отступления армии Врангеля в Ялте большевиками проводились массовые казни белых солдат и офицеров, а также не успевших эвакуироваться противников переворота. В 1925 году в бывшем царском имении в Ливадии был открыт первый крестьянский санаторий, а у подножия Медведь-горы организован пионерский лагерь Артек.

Во время Великой Отечественной войны Ялта находилась под немецкой оккупацией ровно два года — с 7 ноября 1941 по 7 ноября 1943.
В послевоенные десятилетия Ялта стремительно развивалась как курорт. Со второй половины 50-х здесь были построены многочисленные государственные дачи, в том числе госдачи № 1 и № 2 в Нижней Ореанде, где проводили отпуск Хрущёв и Брежнев. С 1970-х годов в Ялте началось высотное строительство, были возведены многоэтажные корпуса санаториев, гостиниц и здравниц.
Под Ялтой, в Массандре, находится крупнейший в России завод по производству столовых и десертных вин, заложенный в 1894 году главным виноделом Удельного ведомства в Крыму и на Кавказе князем Львом Сергеевичем Голицыным
Путь из центра Ялты до массандровских погребов не займёт больше 20 минут.

Главный подвал постройки 1897 года представляет собой семь тоннелей, расположенных в форме расходящегося веера. Длина каждого из тоннелей — 150, ширина — 5 метров. Внутри постоянно сохраняется лучшая для выдержки вина температура воздуха в 10—12°C. Первое собственное вино получено в Массандре в 1898 году.

В 1936 году по приказу Наркома пищевой промышленности СССР Анастаса Микояна в Массандре был заложен коллекционный фонд вина. Уникальное собрание было чудом сохранено во время Великой Отечественной войны усилиями работников завода, а позже — во время перестроечной антиалкогольной кампании, — благодаря личному вмешательству первого секретаря ЦК Коммунистической партии УССР Владимира Щербицкого. Самое старое вино в массандровской коллекции — испанское Херес-де-ла-Фронтера 1775 года.
В наши дни заводами и винодельческими хозяйствами объединения «Массандра» выпускается 60 марок марочных и ординарных вин. Ежегодно разливается около 10 миллионов бутылок.

Массандровские марочные вина, получившие на международных конкурсах более двухсот медалей, отличаются высоким качеством — ароматом, вкусом, букетом. Самое именитое выпускаемое ныне «Массандрой» вино, дважды признанное на международных конкурсах лучшим десертным вином мира — «Белый мускат Красного камня».
Последняя наша остановка в Большой Ялте — Никитский ботанический сад
В июне 1811 года император Александр I подписал «Указ об учреждении в Крыму Императорского казённого ботанического сада», в котором разрешал устроить близ Ялты казённый сад, ассигновав на это до 10 000 рублей ежегодно. На пост директора учреждаемого «Императорского Таврического казённого ботанического сада» был назначен известный учёный-натуралист Христиан Стевен. Именно он организовал ботанический сад как первое опытное садовое учреждение на юге России. По замыслу Стевена, Никитский сад должен был стать рассадником всех полезных и декоративных растений южной Европы для последующего распространения их в Крыму.

Через три года после учреждения ботанический сад выпустил свой первый каталог растений, где числилось 95 сортов яблонь, 58 сортов груш, 6 ягодных и 15 декоративных пород.

К столетию Сада в 1912 году на входе в Нижний парк была сооружена колоннада в античном стиле.

Огромный урон Никитскому саду нанесла оккупация немецкими войсками во время Великой Отечественной войны. Фашисты уничтожили большое количество растений и вывезли ценнейший гербарий. В апреле 1944 года после освобождения Ялты в Саду начались восстановительные работы. Директор Анатолий Сафронович Коверга совершил трудовой подвиг: проехав тысячи километров по Польше и Германии, он нашёл вывезенный гербарий под Берлином и вернул его в Крым.

К 1973 году площадь Никитского ботанического сада с отделениями составляла 960 гектаров.
ДАЛЕЕ ➝ ЗАПОВЕДНИК