Из шумной Ялты рукой подать до Крымского природного заповедника — царства тишины и первозданной красоты Крымских гор. Проехать через Заповедник по старой Романовской дороге — трёхчасовое путешествие в прошлое
Управление Крымского природного заповедника размещается в элегантном здании конца шестидесятых годов на окраине Алушты. Здесь находится музей Заповедника, здесь же выписывают пропуска туристам, желающим посетить его в составе автобусных экскурсий. В сутки движение по заповедной территории ограничено десятью машинами (утром они идут от Алушты в сторону Массандры, после обеда — в обратном направлении), частные автомобили же не пускают вовсе. С середины 2014 года управление Крымским природным заповедником осуществляет Администрация Президента России.

Схема Крымского природного заповедника середины 50-х годов
Романовское шоссе было открыто в октябре 1913 года как кратчайшая дорога от императорской резиденции в Ливадии под Ялтой до собственного охотничьего удела царя недалеко от Космо-Дамиановского монастыря. Охотничий домик был поставлен там ещё в 80-е годы XIX века по приказу Александра III. В заказник были завезены туры, козлы и олени с Кавказа, зубры из Беловежской пущи и европейские муфлоны.

Ездить в угодья из Ливадии «нижним» путём по южному берегу через Алушту Императору было долго и неудобно, поэтому с мая 1912 года было начато строительство более прямой дороги через Никитскую и Гурзуфскую яйлы (традиционное для Крыма тюркское название вершинных плато — горных пастбищ) и далее по северным склонам главной гряды Крымских гор.

На крутых участках приходилось устраивать подпорные стены из добываемого здесь же щебня. Удалённость строительства дороги от обжитых мест вызывала трудности с подвозом материалов и провизии для рабочих. Однако уже 23 октября 1913 года, спустя лишь полтора года после начала работ, по новой дороге было открыто сквозное движение. Император Николай II лично проследовал из Ливадии до своего охотничьего дома на автомобиле. В последующие годы были завершены подъездные дороги к Романовскому шоссе со стороны Алушты и Ялты.
Однако несмотря на высокий уровень инженерных и строительных работ, хрупкой окружающей экосистеме был всё же нанесён урон. Вырубки заповедного леса вызвали паводки и селевые потоки в долинах Альмы, Качи и Бельбека. Крымское общество естествоиспытателей и любителей природы ходатайствовало в декабре 1913 года о прекращении рубки казённых горных лесов и объявления их заповедными. Уже после революции, в 1923 году, СНК СССР издал декрет о Крымском государственном заповеднике, задачей которого было декларировано сохранение в неприкосновенном виде здешних леса и яйлы с населяющими их животными, птицами и растениями.

Огромный ущерб был нанесён Заповеднику во время Великой Отечественной войны, когда фашистами были выжжены обширные участки заповедных лесов, истреблены животные, уничтожены все кордоны, а также здания управления и научной части. Были утрачены собранные за довоенное время уникальные зоологические и ботанические коллекции.

Первый капитальный ремонт Романовского шоссе был произведён лишь в 1956—1957 годах. По приказу Никиты Сергеевича Хрущёва, гостившего в охотничьих угодьях Тито и очень впечатлённого ими, дорога была отремонтирована и благоустроена, а заповедник преобразован в заповедно-охотничье хозяйство. Недалеко от Чучельского перевала, у северных склонов Бабуган-яйлы, была сооружена государственная дача «Дубрава» — охотничий домик, где позже бывал и Л.И. Брежнев. С 1991 года охота в Заповеднике снова была запрещена.

В 60-е и 70-е Крымиздат выпускал прекрасные научно-популярные путеводители о Заповеднике
Наша машина минует первый кордон Заповедника
Ворота перед нами распахиваются, и мы въезжаем в узкий тенистый тоннель из тысяч дубов. В отличие от советского времени, сухостой и бурелом сейчас сознательно не убирают, сберегая естественные убежища для насекомых и зверей под стволами упавших деревьев.

Серпантин стремится вверх, к перевалу Кебит-богаз (Узкое горло) — 565 метров над уровнем моря. Затем следуем вдоль реки Альмы, которая журчит кристальным потоком справа от дороги. В живописном месте через реку, ещё полноводную в это время года, переброшен неширокий деревянный мостик, ведущий к поляне с навесом для отдыха на другом берегу. Неподалёку — поворот к знаменитому форелевому хозяйству: с дороги видны прямоугольники искусственных прудов.
Чуть выше, у резкого виража дороги направо вверх — ворота Космо-Дамиановского монастыря, заложенного в 1856 году. За воротами на поляне — часовня, построенная в 1913 году над источником Савлух-Су (целебная вода). Здесь недалеко и стоял не переживший войну царский охотничий домик. Из источника можно напиться вкуснейшей искрящейся водой. Чистейший воздух здесь свеж и тягуч.

Дорога от монастыря взмывает вверх, петляя над бездной Центральной котловины. Ещё не распустились свежие листья, но вековой серебристый лес из могучих и прямых буков, обступающий дорогу и удерживающий отвесные склоны, и без зелени необычайно живописен. Он играет с нами солнцем и тенями, пока машина следует по крутым петлям узкого серпантина. Кругом высокие горы — впереди Большая Чучель, справа через Центральную котловину— гора Чёрная.
Лес отступает — мы достигаем Чучельского перевала, 1 146 м над уровнем моря. Отсюда по левую руку открывается прекрасный вид на Бабуган-яйлу и её вершину Роман-Кош — высочайшую в Крыму (1 545 м). Справа — величественные виды на долину реки Качи. Здесь же ответвление к госдаче. Мы выходим из машины полюбоваться видом на Роман-Кош, над головами пролетает несколько огромных сипов — хищных белоголовых птиц, прекрасно чувствующих себя в Заповеднике.

Далее шоссе, чуть спрямляясь, подымается к яйле. Деревья становятся всё реже и ниже. Слева на склоне вдруг показывается стая благородных оленей. Ни в коем случае нельзя выходить из машины, чтоб не испугать их. За одним из следующих поворотов большой олень сидит прямо на обочине. Увидев нас, устремляется наискось вверх по склону, а ещё одна стая спокойно пасётся в полусотне метров ниже дороги справа.
Ещё несколько поворотов, и вдали слева на скалистом обрыве показывается белоснежная Беседка ветров, сооружённая здесь, на кромке Гурзуфской яйлы, в 1956 году при реконструкции Романовской дороги. От основного шоссе к беседке ведёт 300-метровое гравийное ответвление.
Панорама, открывающаяся от беседки, пожалуй, самая захватывающая во всём Крыму. Прямо под белоснежной балюстрадой ротонды — головокружительный обрыв-амфитеатр, покрытый ковром пробуждающегося к весне леса и спускающийся к морю. Далеко внизу, за вьющейся лентой Южнобережного шоссе — кажущаяся отсюда такой небольшой Медведь-гора, вдающаяся в лазурную морскую гладь. По обоим «бокам» Медведя прекрасно видны постройки Гурзуфа, Артека и Партенита.
От Беседки ветров шоссе поднимается всё выше по лугам Гурзуфской яйлы. Буквально через несколько недель они наполнятся душистым разнотравьем, тюльпанами, маками, ромашкой и разнообразными эндемичными цветами. А пока, в самом начале апреля, в старой траве вдоль дороги можно заметить лишь небольшие бело-жёлтые пятнышки нежных первоцветов.

Недалеко уже высшая точка шоссе —Никитский перевал (1 448 м над уровнем моря). Это самая высокая точка заасфальтированной дороги во всём Крыму (а к слову, и бывшей УССР). Перевал отмечен сохранившимся придорожным знаком 1913 года.
От Никитского перевала начинается долгий спуск к Ялте. В полутора километрах ниже — утёс Красный камень, с видовой поляны которого открывается величественная панорама Ялты. Она лежит будто на ладони, раскинувшись в уютной бухте, справа над ней высятся зубцы Ай-Петри.
Узкий серпантин Романовского шоссе продолжает виться вниз сквозь лес целебной крымской сосны. Солнце клонится к закату — мы в пути уже более трёх часов. Следующая живописная остановка — глубокое и узкое ущелье Уч-Кош, по дну которого бежит в сторону Ялты река Быстрая. Ранней весной поток особенно полноводен и шумен.
До кордона Грушевая поляна — западного выезда с территории Заповедника, ещё несколько километров. Повернув здесь с шоссе налево, можно попасть на живописное горное озеро Копытце. Вокруг него, в тиши и прохладе, во время пробега будет приятно устроить пикник.

Всего в течение получаса спуска по южному склону Главной гряды Крымских гор холодный климатический пояс яйлы сменяется тёплым приморским. Ко въезду в Массандру сосны постепенно уступают место кипарисам, оливам и миндалю. Заповедная тишина сменяется весёлым шумом и Ялты и её пригородов.
ДАЛЕЕ ➝ НОВЫЙ СВЕТ И КОКТЕБЕЛЬ